Бруксизм

Приходилось ли вам слышать когда-нибудь выражение «скрипеть зубами от злости»? А может быть вы и сами ощущали что-то подобное? На самом деле данное явление считается нормальным в момент сильного эмоционального напряжения, но если зубной скрежет и сжимание челюстей происходит постоянно, и вы абсолютно не контролируете этот процесс, то это заболевание под названием бруксизм.

Что такое бруксизм?

Бруксизмом называется неподконтрольный человеку, а часто и неосознанный скрежет зубами. Ощущения схожи со спазмами: происходит сокращение мышц, и челюсти изо всех сил сжимаются. При этом звук зубного скрежета может быть таким громким, что его будут слышать окружающие.

По статистике намного чаще с такой проблемой сталкиваются дети, взрослые же страдают от нее гораздо реже. К счастью, у детей бруксизм часто проходит самостоятельно и не требует лечения.

Взрослым же избавиться от зубного скрипа без помощи специалиста не получится. И не стоит забывать, что бруксизм часто приводит к неприятным последствиям для здоровья, таким как мигрени, болезненные ощущения в челюсти и разрушение зубов. Также данная патология может стать противопоказанием к некоторым видам протезирования или при установке брекетов.

Как он проявляется

Вне зависимости от возраста приступ будет проходить схожим образом: происходит очень сильное сжатие челюсти, во время которого могут быть слышны скрип и скрежетание. Приступ может длиться от нескольких секунд до минуты и повторяться несколько раз. Дыхание в этот момент становится неровным, поднимается давление, а сердцебиение учащается.

Приступы очень часто случаются во сне, поэтому человек сам может не помнить о том, что скрежетал зубами, и узнать об этом от окружающих.

В результате приступа бруксизма могут наблюдаться следующие симптомы:

• головокружение или головная боль;
• хруст в челюсти, онемение и ощущение дискомфорта;
• неприятные ощущения в области носовых пазух;
• звон в ушах;
• чувство подавленности, усталость сразу после пробуждения;
• зубная боль;
• слезящиеся глаза.

Ночные приступы очень сильно выматывают и негативно сказываются на самочувствии, дневные приступы случатся реже и, как правило, легко выявляются и поддаются лечению.

Возможные причины появления

Существует мнение, что в основании многих проблем со здоровьем лежат психологические причины. В случае с бруксизмом это утверждение как никогда верно. Очень часто причиной этого недуга становятся переутомления, стрессы, большие психологические нагрузки. Неудивительно, что по-другому еще эту болезнь называют «болезнь бизнесменов», ведь эти люди постоянно находятся под большим давлением и в состоянии эмоционального напряжения.

Непроизвольное сжатие челюстей может быть одним из проявлений и различных неврологических заболеваний, например, если пациент страдает от эпилепсии.

Проблема может возникнуть и по причине стоматологических отклонений: проблемы с прикусом, неверно подобранные брекеты или неподходящий протез, нарушения в работе челюстного сустава.

Проблемы с дыханием, вызванные, например, храпом или хроническим насморком, тоже могут стать причиной появления бруксизма.

Лечение бруксизма

Если в случае с детьми бруксизм чаще всего проходит со временем, то людям, вышедшим из детского возраста, не стоит рассчитывать на это и терпеть все неприятные последствия. Следует по возможности быстро обращаться к специалистам, не дожидаясь дальнейшего ухудшения состояния и возможного разрушения зубов.

Основная цель данного лечения – снять спазмы и напряжение в мышцах челюстей. Очень часто пациенту рекомендуют больше отдыхать, не переутомляться, избегать стрессов и эмоционального напряжения. Для этих целей врач может назначить успокоительные лекарства, расслабляющий массаж, психотерапию.

Врачи-стоматологи при данной проблеме назначают использование специальной капы. Это конструкция, которая закрепляется на одной или на обеих челюстях. Состоящая из силикона, при приступах бруксизма капа берет на себя все давление сжимающихся челюстей, защищая таким образом зубы, не допуская их разрушения, расшатывания и истирания.

Бруксизм – неприятное, но легко поддающееся лечению заболевание. При первых его симптомах следует обращаться к врачу, который проведет качественный осмотр и подскажет варианты дальнейшего лечения.