Словарь стоматологических терминов
Что такое эндодонтия и когда она необходима

Эндодонтическое лечение подразумевает под собой лечение внутреннего пространства зуба, с точки зрения профессионала – обработку и пломбировку корневых каналов зуба. Оно должно быть выполнено всякий раз, когда патологический процесс происходит в пульпе зуба, то есть присутствует её воспаление или некроз из-за чрезмерного разрушения зуба или травмы. Это ключевое лечение, которое может спасти зуб от удаления и продлить ему срок службы. Лечение совершенно безболезненное, потому что оно проводится под местной анестезией.

Его целью является предотвращение или последующее лечение бактериальной инфекции в корневых каналах зуба. Качественная механическая и химическая очистка и последующее герметичное заполнение корневых каналов имеет первостепенное значение. В некоторых случаях эндодонтическое лечение рекомендуется перед изготовлением коронки или мостовидного протеза.

Как осуществляется эндодонтическое лечение?

Обработка каналов зуба крайне требовательна с точки зрения инструментария, и качественных материалов, и в то же время требует максимальной точности. Чтобы достичь максимально возможного качества и, следовательно, эффекта от проведенного эндодонтического лечения, следует пользоваться в своей работе операционным микроскопом, также используя одноразовые стерильные инструменты в корневых каналах.

Это лечение часто занимает много времени, например, для многокорневых зубов может потребоваться от 3 до 4 часов.

Из-за необходимости поддержания и сохранения чистоты хирургического поля для лечения каналов используются, в частности, барьерные средства. Наибольшее распространение получил "коффердам". Это резиновая мембрана, окружающая обрабатываемый зуб, которая предотвращает загрязнение корневой системы слюной или кровью. Целью лечения каналов является обработка корневого канала по всей его длине, которую врач определяет во время лечения, используя как рентгеновские снимки, так и электронные приборы, а именно апекслокатор.

Корневой канал должен быть в достаточном объеме обработан инструментами и не должен содержать опилок из зубных тканей. Стоматологи используют специальные эндодонтические лубриканты для этой цели, а также для химической дезинфекции. Следующим важным шагом является герметичное заполнение корневого канала. Чаще всего они заполняются штифтами из гуттаперчи и жидким связующим веществом, так называемым герметиком, который со временем затвердевает в канале. В идеале, корневой канал становится непроницаемым для бактерий. Тем самым предотвращается возможность заселения корневого канала микробами и дальнейшее его заражение.

Последним ключевым моментом для завершения эффективного эндодонтического лечения является идеально герметизирующая покрывная конструкция (коронка или реставрация). Это также предотвратит заселение корневого канала бактериями. Наконец, после всех предшествующих этапов делается контрольная рентгенограмма, чтобы убедиться, что лечение проведено правильно.

Какие осложнения могут возникнуть после эндодонтического лечения?

Периодически после лечения возникают некоторые краткосрочные осложнения. Тупая или ноющая боль в зубе могут сохраняться в течение нескольких дней после процедуры. Кроме того, может возникать боль в десне после установки коффердама, которая проходит самопроизвольно в течение нескольких дней.

Редко бывает повышение температуры тела, примерно до 38 C, которое может произойти в первые двадцать четыре часа после процедуры. Изредка во время лечения случаются переломы эндодонтических инструментов. В таких случаях ваш врач выберет тактику устранения осложнения.

Очень редко лечение инфицированного зуба может привести к острой защитной реакции организма, так называемому «явлению обострения», во время которого происходит значительный отек мягких тканей вокруг зуба, а в редких случаях возникает абсцесс. Решением является повторное лечение корневых каналов или освобождение гноя из абсцесса.
В исключительных случаях может произойти перелом корня во время пломбирования корневого канала. В таких случаях, чаще всего, зуб предназначен для удаления. При необычной анатомии корня зуба возможно смещение и перфорация стенки корня. В некоторых случаях перфорацию можно закрыть, в других ситуациях это может означать необходимость удаления зуба.

Как лечить эндодонтически обработанный зуб?

Чтобы эндодонтически обработанный зуб считался полностью функциональной единицей зубочелюстной системы, должны быть выполнены определенные условия. Одним из них является вышеупомянутое правильно выполненное лечение корневых каналов. Это лечение, однако, приводит к некоторому ослаблению прочности зуба и может привести к его поломке даже при обычном жевании.

Другим не менее важным условием является так называемое постэндодонтическое лечение зуба, которое чаще всего означает фиксацию временной конструкции и последующее изготовление уже постоянной коронки или реставрации. Они действуют как защитный каркас для зуба и обеспечивают надлежащий герметизм.