Как не бояться бормашины

Плановое посещение врача, специализирующегося на здоровье зубов и полости рта, для подавляющего большинства наших соотечественников - серьезное испытание. Рожденные в СССР связывают посещение дантиста с обязательной болью, ведь у них живы в памяти те времена, когда обезболивание в стоматологии применялось крайне редко, да и действовало не слишком эффективно. Подобный жизненный опыт превращает обычную нервозность перед посещением врача в классическую фобию.

Напомним, что фобией называют патологический, неконтролируемый страх, испытываемый пациентом от любого, даже мысленного контакта с объектом.

При стоматофобии такой психологический стопор страшен тем, что пациент тянет с визитом к врачу до самого последнего момента, цепенея от ужаса при мысли о бормашине.

В результате банальный кариес перерастает в лучшем случае в пульпит, зубы разрушаются так, что реставрация их уже не представляется возможной, и лишь невыносимая боль заставляет пациента переступить, наконец, порог стоматологического кабинета. У такого пациента может быть уже нарушена работа всех систем организма, так как из полости рта инфекция может попасть и к другим органам.

Как же отличить фобию от обычного и понятного всем опасения перед вмешательством в организм?

Во-первых, простая нервозность, естественная перед посещением врача, при фобии перерастает в панический страх.

Во-вторых, фобия нарушает нормальное течение жизни, не дает пациенту контролировать состояние своего здоровья.

В-третьих, для того, чтобы страх был признан фобией, длиться это состояние должно не меньше полугода. Также у вас фобия, если при всех видимых и осознаваемых плюсах превентивных мер, вы все равно избегаете посещения стоматолога.

Если пациент всего лишь испытывает страх, то он все-таки контактирует с врачом, общается, зачастую пытается нервно шутить. В этом случае главной задачей в деле преодоления боязни бормашины - заслужить доверие пациента. Тогда он расслабится, проникшись доверием и, чувствуя себя в надежных руках, может даже заснуть.

Дентофоб же на контакт никогда не пойдет, неконтролируемый ужас застит ему глаза и не дает критически мыслить.

Страдающий от стоматофобии пациент, попадая все-таки в кресло к дантисту, впадает в панику. Наладить какой-либо контакт с ним практически невозможно, любая манипуляция только усугубляет положение.
У пациента повышается артериальное давление, учащается дыхание и пульс, может начаться даже паническая атака или наступить обморок. Конечно, абсолютно неправильно бороться с дентофобией просто забыв о существовании стоматолога. Ведь вовремя не вылеченный пульпит может привести к абсцессу с последующим инфицированием мышц, мягких тканей, а в дальнейшем - к некрозу и гангрене пораженных участков.

В некоторых стоматологических клиниках пытаются решить проблему дентофобии. Пациентам предлагают сверхсовременные очки, способные воспроизводить музыку и видео, используется бесшумная аппаратура, лазер вместо бормашины, даже гипноз и медикаментозный сон.

Но, к сожалению, в случае с истинной дентофобией все вышеперечисленное эффективно лишь тогда, когда проблема уже решается и пациент способен хотя бы сам прийти на профилактический прием. Лечением дентофобии должен заниматься квалифицированный и грамотный психотерапевт, тогда больной вскоре почувствует в себе силы без страха взглянуть в глаза стоматологу.