Словарь стоматологических терминов
Остеомиелит, причины, клиника и лечение

Остеомиелит затрагивает челюстные кости в строго определённых случаях. Для развития данного заболевания необходимо стойкое ослабление защитных сил организма и наличие одонтогенного воспалительного очага.

Одонтогенный очаг – это очаг, который связан с причинным зубом. Именно зуб становится причиной воспалительного процесса в мягких тканях или кости. Остеомиелит развивается в предварительно сенсибилизированном организме. Описанный многими авторами как инфекционно-аллергический процесс, он возникает в очагах хронической интоксикации.

Хроническое воспаление ведет к повышению чувствительности организма на антигены бактерий, чем обуславливаются клинические проявления болезни. При этой патологии в челюстных костях происходят гнойно-некротические изменения и образуются участки омертвевшей костной ткани.
Описаны несколько основных теорий возникновения заболевания.

Рассмотрим аллергическую теорию Дерижанова.

В своём эксперименте учёный сенсибилизировал морских свинок бактериальными антигенами и воспроизводил болезнь у всех животных. Тем самым, аллергическая теория подтвердила непосредственную связь с заболеванием. Следующая теория - инфекционно-эмболическая. Считалось что остеомиелит возникает из-за эмболов, которые закупоривают мелкие сосуды, тесно связанные с челюстями. Третьей является нервно-трофическая теория: отек мягких тканей челюстных костей ведёт к сдавлению сосудов и нервных окончаний, которыми кровоснабжаются и иннервируются верхняя или нижняя челюсти. Таким образом, остеомиелит начинается с мягких тканей, постепенно переходя на кость.
Болезнь часто развивается у наркоманов, у людей с приобретёнными и врождёнными иммунодефицитами

.
Симптомы

Клинически остеомиелит может протекать как в острой форме, так и в хронической. Для острой характерны подвижность нескольких зубов, отечность и сглаженность переходной складки с обеих сторон альвеолярной части десен. Пораженная челюсть приобретает муфтобразный вид вследствие её двухстороннего утолщения. Общее состояние значительно ухудшается: повышается температура тела, нарастают признаки общей интоксикации. Увеличиваются и становятся болезненными лимфатические узлы, однако, они не спаяны с подлежащей клетчаткой.
Хронический процесс можно обнаружить лишь рентгенологически и по данным анамнеза больного. В клинике может определяться деформация челюсти в виде её утолщения. Но лишь на основании рентгенологической картины можно поставить верный диагноз в отношении хронической формы.

Лечение

В острой стадии причинный зуб обязательно удаляется, ведь он является источником токсинов для всего организма. Назначается противовоспалительная и антибактериальная терапия. Применяют антибиотики, накапливающиеся в костной ткани: Линкомицин, Доксициклин. Широко используется противоаллергическое лечение: оно заключается в назначении антигистаминных средств последних поколений. В условиях стационара используют дезинтоксикационную терапию, которая позволяет вывести токсины из организма и значительно улучшить общее состояние.

Хронический остеомиелит заканчивается образованием секвестра - ограниченного участка омертвевшей костной ткани. В данном случае проводят операцию по его удалению - секвестрэктомию. Назначают общеукрепляющее лечение: витаминотерапию, физиотерапевтические процедуры.