Словарь стоматологических терминов
Периостит (флюс) - причины, клиника, диагностика.

Периостит, флюс, причины, клиника, диагностика.

Весьма популярной является народная фраза – «флюс», обозначающая припухлость мягких тканей околочелюстной области. Под этим обозначением понимается воспаление периапикальных тканей или надкостницы в острой фазе или фазе обострения хронического процесса. Чаще «флюс» тождественен периоститу.

Периоститом называют реактивные воспалительные изменения в надкостнице с образованием в поднадкостничных осумкованных гнойников. Последние образуются лишь с одной стороны – щечной или оральной.

При любом воспалительном заболевании экссудат (тканевая жидкость, которая образуется вследствие клеточных взаимодействий) носит вначале серозный, а затем приобретает гнойный характер. Соответственно с этим выделяют острый серозный и гнойный периоститы. Экссудация является неизменной фазой воспаления, однако серозный экссудат не во всех случаях переходит в гнойный.

Патологический процесс может приостановиться и поддаться обратному развитию при вовремя начатой консервативной терапии, однако такие случаи бывают редко.

Причины

Основной причиной развития периоститов в челюстных костях является наличие инфицированных зубов. Очаги хронического инфицирования всегда служат предрасполагающим фактором для возникновения обострений, потому крайне важно вовремя санировать полость рта. Под санацией понимают своевременное ликвидирование всевозможных патологических процессов в полости рта, устранение дефектов зубных рядов, аномалий прикуса и прикрепления мягких тканей. Наличие инфекции в корневых каналах и возле верхушки корня зуба, гингивита или пародонтита, нагноения кист или другой хирургической патологии способствует переходу воспаления на надкостницу.

Надкостница представляет собой поверхностный слой кости, богатый клеточными элементами. Он выполняет трофическую и регенераторную функции при различных повреждениях костной ткани.
Следующим предрасполагающим фактором является наличие парааллергических реакций в анамнезе у пациента. Всевозможный стресс, переохлаждение или перегревание на солнце негативно влияют на состояние защитных сил и иммунитета организма. Благодаря этому создаются предпосылки для развития воспаления.

Хронические инфекционные очаги содержат в своем составе микрофлору, которая, живя и размножаясь длительное время, приводит к развитию сенсибилизации организма. Другими словами, повышается его чувствительность к различным чужеродным (в том числе и микробным) антигенам, в воспалении появляется аллергический компонент.

Клиника

Серозная форма периостита характеризуется незначительным повышением температуры тела до субфебрильных цифр (до 38 градусов). Больные вялые, адинамичные, у них нарушен сон и аппетит. Определяется незначительно выраженная асимметрия лица за счет отека мягких тканей. Лимфатические узлы увеличиваются – они подвижны, слегка болезненны и не спаяны с подлежащей тканью. В полости рта обычно определяется разрушенный зуб, который стал причиной патологии. Десна в области разрушенного зуба отечна, ярко-красного цвета.Место перехода слизистой оболочки в кость с щечной или оральной стороны сглажено за счет воспалительного инфильтрата.

При гнойной форме клиника приобретает более выраженный характер. Температура тела фебрильная, 38-39 градусов. Резко ухудшается общее состояние пациентов, появляется головная боль. Часто бывает тошнота из-за интоксикации организма. Лимфатические узлы увеличены и болезненны, не спаяны с нижележащей клетчаткой. В полости рта имеется все тот же причинный зуб, который ранее был лечен или имеет разрушенную коронку. Асимметрия лица увеличивается:место перехода слизистой в кость сглажено с одной стороны, ведь там имеется гнойный инфильтрат.

Диагностика

Основана на данных клинической картины и внутриротового обследования. Сглаженность перехода слизистой в кость из-за образования поднадкостничных абсцессов с одной стороны является характерным признаком острых периоститов.

Лечение

В серозной фазе еще можно обойтись без хирургии: лечат причинные зубы и ликвидируют инфекцию в каналах. Зуб можно оставить открытым для хорошего оттока и тщательного полоскания содово-солевыми растворами. При гнойном процессе необходим разрез по переходной складке на протяжении трех зубов. Данным приемом убирается гной, который обуславливает общую интоксикацию. Проводят консервативное лечение причинного зуба: расширяют, промывают и пломбируют корневые каналы. Если зуб не представляет какой-либо ценности и имеются показания – его удаляют, тем самым обеспечивая частичный отток экссудата.

Проводят медикаментозную терапию: назначаются антибактериальные и противовоспалительные средства. Антибиотики оказывают угнетающее действие на микрофлору, в то время как противовоспалительные ликвидируют температуру и оказывают обезболивающий эффект.
Назначают противоаллергические препараты – антигистаминные средства последних поколений выпуска.